ТЕХНОЛОГИИ В ЖИЗНИ СТАРШИХ: КАЧЕСТВО ЖИЗНИ В
ЭПОХУ ЦИФРОВИЗАЦИИ
Организация, реализующая социальный проект:

ПАО «ВЫМПЕЛКОМ»
ГБУ Г. МОСКВЫ «МОСКОВСКОЕ ДОЛГОЛЕТИЕ»
  • ИДЕЯ
    Рост цифровизации среди старшего поколения и активное использование пожилыми людьми цифровых сервисов способствует развитию «серебряной экономики».

    Цель проекта – создание комфортной и безопасной среды технологий, повышение цифровой грамотности старшего поколения и их защита от мошеннических схем, проводимых через цифровые сервисы, звонки и мессенджеры.
  • От идеи к действию
    Билайн провел исследование среди 1,2 тыс. клиентов серебряного возраста, которое показало, что люди старшего возраста активно осваивают технологии. Дополнительное исследование выявило, что пожилые люди часто лжеуверены в своей киберграмотности и не используют все доступные меры защиты из-за незнания.

    По результатам исследования компания разработала рекомендации по обучению и работе со старшим поколением, включая раздаточные материалы для родственников, медицинских и социальных работников.

    Для повышения безопасности билайн запустил:
    • интерактивный тренажер по номеру, где можно прослушать примеры мошеннических звонков;
    • партнерство со Сбербанком: был подготовлен специальный номер, по которому можно оперативно приостановить операции по карте;
    • бесплатный «Виртуальный помощник» для распознавания подозрительных звонков;
    • пилотный проект «Купол безопасности» для 220 тыс. пожилых клиентов в Санкт-Петербурге.

    В сотрудничестве с «Московским долголетием» проведено 11 лекций по кибербезопасности во Флагманских центрах, где были представлены продукты проекта и рекомендации. Компании также участвовали в конференциях по вовлечению пожилых людей в цифровую среду, презентуя результаты исследований.
Результат, социальный эффект
Билайн совместно с проектом «Московское долголетие» провел масштабное исследование по цифровой адаптации и безопасности старшего поколения, реализованное в три этапа.

Первый этап включал интервью с 1200+ респондентами, выявившие:

  • смартфон для 60% старшего поколения — базовый инструмент безопасности;
  • 34% хотят повысить уровень владения современными устройствами;
  • 87% считают проблему телефонного мошенничества актуальной;
  • для 59% мошеннические звонки вызывают раздражение, а не страх.

Второй этап исследовал отношение к кибербезопасности и выявил:
  • основные источники информации о мошенничестве: ТВ (40%) и интернет (36%);
  • распространенные схемы: звонки от «правоохранителей» (58%), «банков» (46%), по теме здоровья (28%);
  • участники «Московского долголетия» чаще используют эффективные меры защиты (блокировка звонков, антивирусы);
  • 31% респондентов нуждаются в обучении защите от мошенников.

Третий этап — практическое обучение:
  • разработаны рекомендации по противодействию кибермошенничеству;
  • запущен интерактивный тренажер с примерами мошеннических звонков;
  • проведено 11 лекций по кибербезопасности для 400+ человек;
  • запущена Группа быстрого реагирования и «Виртуальный помощник».

Проект получил широкое освещение в СМИ (91 сообщение, охват 18 млн) и социальных сетях (85 сообщений, охват 2,5 млн).